Рекомендации веб-дизайнеру
От технологов и программистов — веб-дизайнерам. О чём нужно помнить, чтобы называть себя веб-дизайнером.
Сверстать можно всё, что можно придумать и воплотить в макете. Вопрос только во времени, деньгах и удобстве (времени и стоимости) расширения.
Общее
Технически недоработанный макет осложняет работу технолога. Для студий — это увеличение сроков разработки. Для фриланса — ухудшение кармы дизайнера в момент, когда технолог описывает клиенту список технических недоработок и/или неучтённых дизайнером ограничений.
Создавайте компоненты, а не страницы. Некоторые проекты будут нуждаться в расширении. Гораздо разумнее собирать новые страницы их компонентов, чем создавать дубликаты уже имеющихся (или похожих) элементов.
Макеты
Макет нужно делать в sRGB. Обязательно и критично. Иначе цвета в вёрстке могут отличаться от макетных.
Макет должен иметь тот размер, в котором его нужно сверстать. Размер(ы) выбирается, исходя из специфики проекта и целевой аудитории.
Макет должен иметь то разрешение, в котором его нужно сверстать. На настоящий момент разрешение в 95% случаев одно - 72 dpi, т.к. у мониторов 95% пользователей именно такое разрешение. У смартфонов и мониторов с дисплеем Retina (или подобным) разрешение выше, но готовить для их отдельный макет не целесообразно, лучше подготовить растровую графику в макете с увеличенным разрешением.
В макетах допустим только режим наложения normal. Критично, обязательно. И так будет, пока не появится кроссбраузерная поддержка режимов наложения. Это не касается состоящих из множества слоёв иллюстраций, которые планируется соединять в одно изображение.
Одна страница = один макет. Обычно, это довольно объёмные файлы, если хранить все на артбордах в едином файле, он будет подтормаживать.
Скрытые слои не будут свёрстаны, если в техническом задании не указано иное. Хотите показать, что в макете есть необходимые блоки, скрытые по умолчанию — приложите скриншоты в JPG, на которых эти слои видны. Обязательно складывайте нужные скрытые слои в отдельные папки и скрывайте такие папки.
Оставляйте эффекты слоёв. Эффекты, преобразованные в слои, ощутимо дольше верстать.
Про корректирующие слои лучше забыть. Любые «пост-модификации» могут всерьёз осложнить работу технолога.
Стайлгайд
Должен быть стайлгайд, в котором видны все необходимые состояния меняющихся элементов (интерактивных и просто настраиваемых) и типографическое оформление.
Создали стайлгайд — используйте его. Нет ничего хуже, чем обнаружить «новую» кнопку, атипичную модульную сетку или «уникальный» размер шрифта. Хотите создать новый блок (который нельзя собрать из уже имеющихся) — начните со стайлгайда. «Думайте компонентами», не плодите сущности без надобности.
Стайлгайд — это отдельный макет. Это не текстовая инструкция как включать/выключать видимость слоёв, варианты композиции слоёв. Это не артборд, включённый в какой-либо макет.
Для ссылок нужны состояния: «покой», «наведение», «клик» (последние два могут совпадать). Для навигационных ссылок нужно состояние «находимся на этой странице». Для контентных ссылок желательно состояние «ссылка посещалась».
Для кнопок нужны состояния: «покой», «наведение», «клик», «блокирована». Иногда ещё нужно состояние «идёт процесс».
Изменение цвета объектов или текста при помощи прозрачности. Плохо, так как технологически мы стараемся избегать прозрачности — много полупрозрачных объектов могут вызвать проблемы быстродействия страницы.
Для текстовых полей форм нужны состояния: «покой», «получен фокус», «блокировано». Нет смысла прорисовывать состояние «клик».
Для типографики нужно показать, как минимум, следующее: заголовок 1, параграф, заголовок 2, параграф, заголовок 3, параграф, заголовок 4, параграф, параграф, маркированный список, параграф, нумерованный список, блочная цитата, параграф, таблица, параграф. Верстальщику важно увидеть все вертикальные расстояния (для этого и нужно чередование параграфами и два параграфа подряд).
Модульные сетки
Используйте модульные сетки. Это сделает результат аккуратнее и, если не допускать глупых ошибок, ускорит реализацию макета в вёрстке. Самая глупая ошибка: создать модульную сетку, но не следовать ей.
Модульные сетки — резиновые. «Строку» с блоками модульной сетки можно вставить в блок любой ширины с сохранением параметров сетки. Пример.
Граница ячеек модульной сетки — это середина промежутка между ячейками. Блок не может выступать за середину этого промежутка — левая граница блока не может проходить по правой границе предыдущей ячейки модульной сетки.
Идеал модульной сетки — 12 колонок. Ибо 12 делится на 2, 3, 4 и 6. Чтобы придумывать свои (пяти- и восьми-колоночные) сетки нужно иметь действительно серьезные причины, ибо восьми-колоночная сетка не позволит выстроить блоки по 3 в ряд.
Текст, Шрифты
Используйте легальные шрифты. Есть множество хороших бесплатных. Например, на Google Fonts.
Используйте проверенные шрифты. Перед использованием редкого шрифта или особого начертания, обязательно проверяйте, как они отображаются во всех браузерах из технического задания на всех операционных системах. Особенно в Windows и Linux, особенно кириллица. Самые «удачные» браузеры — IE (и Edge) и Firefox. За этим можно обратиться к технологу.
Не используйте большое количество нестандартных шрифтов. Каждый нестандартный шрифт это дополнительно подгружаемый файл к каждой странице сайта. Каждое начертание шрифта это также дополнительный шрифтовой файл. И каждый шрифтовой файл это 200-400 КБ. В итоге может получиться посадочный (одностраничный) сайт общим весом 3МБ (с учетом растровой графики), из которых 2МБ (2 шрифта по 3 начертания каждый) это будут шрифты.
Размеры шрифтов и интерлиньяж указывайте целыми числами в пикселях. Браузер всё равно приведёт их к пиксельным размерам, пересчёт в другие единицы удобнее всего из пикселей.
Выберите несколько размеров шрифта и придерживайтесь их. Пример размеров: для заголовков 1, 2, 3 и 4 уровней, контентный, акцентированный (если не совпадает с каким-либо заголовочным), уменьшенный. Не плодите сущности без надобности.
Вертикальные границы текстового блока проходят по границам «высоты линии», а не по границам букв первой и последней строк.
Избегайте менять кернинг и трекинг. На подавляющем большинстве дисплеев очень мало «пикселей на дюйм», такое изменение нередко приводит к грустным эффектам: размытие символов, изменение их визуальной плотности.
Интерлиньяж в текстовом блоке зависит от количества символов в строке. Чем длиннее строка (больше символов в строке), тем интерлиньяж должен быть больше. Справедливо и обратное чем меньше символов, тем меньше интерлиньяж. Оптимальное количество символов в строке наборного текста 40-60, при такой длине оптимальным для чтения интерлиньяж в 130-150% величины кегля. Но в любом случае интерлиньяж не должен быть меньше кегля. При выборе кегля и интерлиньяжа не забывайте о компонентном подходе, не плодите армию цифр.
В вебе нет кроссбраузерных переносов. Лучше не использовать переносы слов вообще. Расстановка символов мягкого переноса в тексте возможна (никто не будет делать это вручную, а автоматическое ещё нужно внедрить в проект), автоматический перенос в браузерах имеет скромную поддержку. Также всегда помните: если в текстовом блоке более одного слова, количество строк непредсказуемо. Не избегайте знакомства с «электрогардиографической одиннадцатиклассницей, псевдореволюцонизирующей циклопентанпергидрофенантрены».
Символ «рубль» есть во многих шрифтах. При желании использовать символ рубля в указании цен, не стоит использовать комбинацию «Р-», в которой дефис сильно сдвинут (отрицательным кёрнингом). Во многих шрифтах есть символ рубля, а если подходящий его вид найти не удалось, нарисуйте векторную картинку и отдайте ее технологу в формате svg.
Блоки
Думайте о блоках и потоках блоков. Крайне важно понимать как ведут себя блоки на странице и как они могут взаимодействовать в потоке. Это помогает избежать наложения блоков друг на друга.
Всегда думайте о переполнении блока текстом или другими блоками. Всегда. Почти для всех блоков нужно предусматривать возможность переполнения. Это самое важное с точки зрения технической реализации макета в вёрстке.
У блоков есть внутренние и внешние отступы. Внешние отступы пересекаются, а не суммируются.
Однотипные блоки должны иметь однотипные свойства. То есть, одинаковую ширину, высоту, цвет бордюра и пр.
Векторная графика
Используйте векторную графику. Везде, где это возможно. При соблюдении некоторых условий, векторная графика технологичнее растровой, меньше размер файлов, поддерживает «эффекты внутри картинки», не требует ретинизации или ускоряет её.
Создавайте векторную графику в векторных редакторах. Для любых форм (сложнее прямоугольника со сглаженными краями или простых библиотечных форм) используйте Adobe Illustrator или Inkscape.
Рисуйте векторные формы вместо работы кистью. Заливки и формы, созданные кистью получаются «грязными» — имеют множество лишних ключевых точек, что крайне негативно сказывается на размере файла (иногда, оптимизировав количество точек, удавалось сжать SVG-изображение в 12 (!!!) раз).
Предоставляйте векторную графику в том её размере, в котором она использована в макете. Обязательно!
Не накладывайте на векторные изображения в PSD-макетах корректирующие слои, маски, эффекты. C высокой вероятностью это приведёт к невозможности использования такой векторной графики.
Выравнивайте точки в кривых по пиксельной сетке. Тогда иконки не будут мыльными на экранах с низким разрешением, к тому же будут лучше сжиматься. В редакторах настройка обычно называется «snap to pixel».
Всё, что может быть слито в единую форму, должно быть слито. Это позволяет уменьшить размер файла (нередко, существенно).
Удаляйте лишнее из векторных картинок. Если какие-либо формы не видны, их нужно удалить, иначе они будут бессмысленно увеличивать размер файла.
Избегайте наложения эффектов и трансформаций. Переводите всё в кривые, применяйте трансформации.
Избегайте градиентов и теней. В некоторых случаях это может наложить ограничения на использование векторной графики.
Для форм с заливкой не используйте обводку того же цвета, что и заливка.
Не комбинируйте в макете слои со вставленной векторной графикой с элементами, нарисованными в макете. Если вы вставили в макет векторную картинку и потом «дополнили» её какими-то слоями макета, использовать такую картинку без растеризации в вёрстке, как правило, не получится.
Адаптивность, адаптивная графика
Выберите 2-3 брейкпоинта и создавайте макеты для них. Обычно, брейкпоинты следующие: 768, 992, 1200 пикселей (изредка добавляется ещё 480 пикселей). Традиционно, мы принимаем некую минимальную ширину (320 или 240), преобразования блоков происходят по достижении брейкпонта. Важно понимать: сделав макет в ширине 768, вы показали то, как макет выглядит от 768 до следующего брекпоинта в большую сторону (скажем, 992). Также следует понимать необходимость полного флекса на размерах экранов более 1400 пикселей по ширите, т.е. в большинстве случаев полный флекс на больших размерах по ширине приводит только к негативному результату. Соответсвенно на макетах надо показывать до какой максимальной ширины будет увеличиваться макет и как будут выглядеть боковые поля при достижении максимально допустимого размера.
Уточняйте в техническом задании как ведет себя дизайн на разных брейкпоинтах. По умолчанию, всё, что уже чем ≈1000 пикс. будет «резиновым».
Ретинизируемые растровые изображения в оригинале должны быть в 2-3 раза крупнее, чем видно в макете. Лучше всего, чтобы они не лежали в режиме подрезающей маски, а были масштабированными смарт-объектами.
Разное
Реализация нестандартных элементов форм увеличивает сроки проекта. Особенно это касается нестандартных выпадающих списков, практически не удается реализовать адекватное поведение нестандартных UI системы.
Не рисуйте векторные иконки в Sketch. Такие иконки в 90% случаев технологически непригодны к использованию в векторном виде.
Неприятные для технолога мелочи
Отсутствие структуры слоёв. Если слои не разложены по правильно именованным папкам, это несколько замедляет работу.
Большие части макета в смарт-объектах. «Шапка» и «подвал» в смарт-объектах не имеют смысла для экономии места, но увеличивают время доступа к своим составляющим. Это не относится к связанным смарт-объектам, в случае, когда макетов много.
Изменения вида векторных объектов эффектами Photoshop. Это может привести к невозможности использования векторной графики.
Набор текстовых блоков КАПСОМ вместо использования «All Caps». Приводит к необходимости нажимать несколько лишних кнопок при копировании текста слоя. Когда таких слоёв много — потеря времени.
Заголовок текстового блока и его контентный текст в одном текстовом слое. Несколько лишних кликов.